Нить III
Смотреть фильм
На главную

От семечки
к человечеству

Как тайцы выстраивают отношения с природой

Сколько растет дайкон? От каких печалей спасает отвар из лемонграсса? Из чего готовят натуральное мыло? Городской житель редко знает ответы на эти вопросы, но в Таиланде есть места, где можно превратиться в человека Земли и узнать кое-что важное.

Нити ведут нас к экопроектам, где главная ценность — бережное отношение к маленьким семенам. Именно с этого начинается любовь к земле, животным и, наконец, к себе.

Ферма и центр сохранения семян PunPun Organic Farm

На северо-востоке Таиланда, «там, где заканчивается дорога» — в 50 км к северу от города Чиангмай в провинции Мае Таенг, есть небольшая община PunPun. На карте эта точка выглядит немного одиноко: красный флажок посреди большого зеленого поля. Дорог в округе и правда мало, и одна заканчивается как раз у скопления фермерских домиков. Двадцать человек занимаются здесь органическим земледелием и сохранением семян. Если заранее позвонить и договориться, сюда можно приехать — на день или на несколько, одному или с группой. Жители советуют распечатать карту на бумаге — есть вероятность, что навигатор не поможет. Как эти люди здесь оказались и чем заняты каждый день? Мы поговорили с основателем проекта, Джоном Джандаи.

Слово PUN в тайском языке имеет два значения: «тысяча» и «разновидности». Таким образом, PunPun можно перевести как «тысяча разновидностей», то есть стремление к биологическому разнообразию видов, а также идей и экспериментов.
Простые и уютные строения на территории фермы
Мы занимаемся сохранением семян и обучением автономности (вар.: самодостаточности, self-reliance). Учимся полагаться на собственные силы в том, что касается четырех основных потребностей человека: еды, крыши над головой, повседневных нужд и медицины.
Джон Джандали, основатель PunPun Sustainable Learning Center (Центра устойчивого обучения PunPun) и сооснователь Seed Saving Center (Центра сохранения семян)

Предыстория

Я родился фермером в отдаленном регионе Таиланда. Богатых фермеров у нас, как и в других частях света, нет. Поэтому большинству приходится уезжать в город на заработки. После семи лет такой жизни я начал думать, что город не предназначен для людей, он для роботов. Несмотря на все старания, ел я плохо, спал плохо, не получал никакой выгоды. А я хотел для себя лучшей жизни. Это не значит иметь машину или красивый дом. Для меня хорошая жизнь — когда есть свобода, любовь, когда я могу легко получить то, что мне необходимо. Городская жизнь не может мне этого дать.

Маленький фермер читает режим дня

В городе я питался плохо, а значит, плохо заботился о своем здоровье. Поэтому я подумал: «Первое, что мне нужно, — хорошая еда». И начал заниматься садоводством. Работа фермера приносит достаточно еды, чтобы прокормить шесть человек. А в городе у меня не получалось прокормить себя одного. Тогда зачем уезжать из деревни?

Дом

Еще я подумал, что хочу хороший дом. Но в городе, чтобы получить его, нужно работать 30 лет. При этом каждый раз, глядя на птицу, я испытывал стыд. Птица не ходила в университет, у нее нет молотка и пилы, но она может за несколько дней построить прекрасный дом. А умный человек, как мы с вами, не может. Поэтому я начал интуитивно сооружать бамбуковый дом. Я тратил два часа в день на протяжении трех месяцев, дом получился хороший. А потом научился строить из глины.

Интерьеры в гармонии с природой

Повседневные расходники

Потом я подумал: «Сейчас у меня не так много денег, а я хочу заниматься тем, что мне нравится, и получать то, что мне необходимо». Научился варить мыло и делать шампунь, зубную пасту — всё, чем сам пользуюсь каждый день. Только представьте: вы покупаете бутылку шампуня (она может стоить 100 батов и больше), пользуетесь ей месяц и покупаете новую. Когда я научился делать шампунь, узнал, что сама жидкость стоит дешево, мы платим в основном за тару. Каждый раз, когда средство заканчивается, упаковка идет в мусор. Зачем? На то, чтобы научиться делать все дома, я потратил 200 батов, но теперь у меня есть такое количество шампуня, которым вся семья будет пользоваться два года. И никаких бутылок, я просто заполняю все свободные емкости.

На территории фермы есть своя кофейня

Зачем нам семена

Чтобы иметь свободный доступ к свежим и полезным продуктам, нужны семена. Сейчас они в руках ограниченного количества компаний, от которых мы становимся зависимы. Я считаю, тот, кто контролирует семена, контролирует весь мир.

Хранилище семян

Но контроль должен быть в руках фермеров, так было всегда. Но сейчас им приходится покупать семена, а они дорогие. Вы даже не представляете, насколько они дорогие! Бывает, один килограмм стоит 30 000 батов, это около 1 000 долларов США. И дешевле не становятся.

В семеноводческом центре мы собираем редкие семена из Таиланда и со всего мира, размножаем ростки на ферме, а когда их становится достаточно, распространяем через сеть других фермеров и сообществ. Наш банк семян — живой, и это означает, что мы не только собираем семена для хранения, но и постоянно выращиваем и обмениваем их для дальнейшего использования.
Погода в Таиланде позволяет собирать урожай несколько раз в течение года

Как жить вместе

Изначально я планировал жить на ферме только вдвоем с женой. Никто не хотел становиться нашими соседями, здесь заканчивается дорога. Мы далеко, сюда сложно добраться. Но в гости приезжало много людей, и некоторые не хотели потом возвращаться. Они оставались на годы, и в результате у нас сложилось международное сообщество.

Мы верим не в экспертов, а в совместное обучение, при котором происходит коллективный обмен опытом. Ошибки — это просто возможности для дальнейшего развития.

Опыта создания сообщества у нас не было. Мы просто «подбирали мелодию на слух». Что бы ни случалось, выносили из этого урок. Первое, с чем столкнулись, — люди больше не знают, как быть вместе, потому что капитализм разрушил все человеческие отношения, и в результате возникла стена приватности. Слово «личное» отделяет вас от других людей. Даже женатые часто не могут сохранить брак и разводятся, ищут еще кого-то и снова разводятся, просто потому что им тяжело находиться рядом друг с другом. Они не учатся жить рядом, остаются индивидуалистами.

Волонтеры и гости фермы со всего мира

Как разрушить эту стену приватности? Мы стараемся ничем не обладать. Всё принадлежит всем. Мы всем пользуемся вместе, едим вместе, всё делаем вместе.

Сейчас здесь живет 20 человек. У нас только одна кухня: мы готовим по очереди, делим трапезу. Помогаем друг другу растить и воспитывать детей. Как большая семья. Это очень здорово и весело, поэтому мы продолжаем учиться. У нас нет готового рецепта, формулы, теории. Мы просто пробуем.

Органическое земледелие

Органическое земледелие в Таиланде развивается медленно, но верно. В основном люди начинают заниматься им, поскольку обычное фермерство вынуждает брать в долг. Приходится вкладывать в дело большие деньги, а продавать продукцию по низким ценам. Вот поэтому всё больше людей выступает за альтернативу, за органическое земледелие.

Есть множество мнений об органическом земледелии. Считается, что это значит выращивать растения без химикатов. Но то, чем занимаемся мы, не сводится только к отсутствию химикатов — мы содержим ферму в первую очередь для себя. К чему приводит простой отказ от химикатов? К стандартному бизнесу. А когда выращиваешь для себя, получаешь хорошую еду, хорошую жизнь, счастливую семью. Мы знаем, что фермерство не может сделать людей богатыми. Нам и не нужно пытаться вырастить деньги. Но у нас растет 30 видов овощей и 20 видов фруктовых деревьев. Есть лесная зона со своим микроклиматом, наша экосистема сбалансирована. Вот что значит для нас органическое земледелие. Может быть, это звучит по-детски?

Что-то растет и радуется солнцу

Три правила здоровых отношений с природой

Во-первых, перестать использовать в земледелии химикаты. Во-вторых, отказаться от выжигания (очистки участков с помощью контролируемого пожара. — Прим. ред.). И в-третьих, не убирать и не вывозить органические остатки вроде листьев и сухих веток. Нужно оставлять их там, где они есть. Если следовать этим правилам, земля становится богаче. Когда мы только купили участок, на нем не было деревьев, было очень сложно вскапывать землю. Почва оказалась без питательных свойств. Мы стали следовать этим трем правилам, и в результате почва обогатилась, стало легко выращивать растения.

После того как мы купили землю, денег у нас не осталось. Нам просто нечего было вкладывать в обогащение почвы и во всё остальное. Даже на еду не осталось. Три первых месяца нас спасало от голода банановое дерево. Но спустя всего два года у нас уже было основное для жизни. Когда делишься, в итоге получаешь кое-что взамен. Это и есть гармоничные отношения с природой — когда мы ее не раним, не вредим почве. Человек заботится о дереве, оно заботится о земле, а она — о нас.

Здравствуй, Чанг!*

Принципы экотуризма и бережного отношения к природе тянутся сквозь Королевство Таиланд и в некоторых сферах привели к значительным переменам. Вдохновленные фермой PunPun, мы посетили этичный слоновий питомник Hug Chang ChiangMai, чтобы посмотреть, как новое поколение тайцев видит современное устройство подобных хозяйств. Оговоримся, что наша редакция не поддерживает содержание животных в неволе. Однако в Таиланде много людей исторически трудятся на слоновьих фермах, и если в древности слонов использовали в военных целях, в качестве транспорта и в лесозаготовительной промышленности, то сейчас перенаправить специализацию питомников в индустрию туризма кажется наиболее щадящей альтернативой массовой безработице.

*Чанг — именно так на тайском звучит «слон».
Знать слонов с детства

Норм, владелец слоновьего питомника, рассказывает:

Для многих, как и для меня, это семейный бизнес. Фермой управляли мои тетя и папа, вместе. Слоны — это культура и традиция, и мы хотим делиться этим с гостями Таиланда. Не сказочные и милые существа, а реальная история Королевства. Слоны действительно много значат здесь и в религии, и в культуре, и просто в быту. На каждой ферме вам с гордостью расскажут свою историю о том, как к ним пришли слоны. Слоны и человек работают здесь бок о бок, не знаю, 700 лет или даже больше? Десятки людей взаимодействуют со слонами с самого детства, так случилось и в моей семье — мы живем рядом с ними и заботимся о них 24 часа в сутки. Мы обучаем работников фермы этике взаимодействия с животными, открыли свой ветеринарный центр.

Слон, на самом деле, как человек. Глубокой ночью он спит, но ближе к утру, когда погонщик просыпается, слона выводят принимать душ — с этого начинается его день. Наши слоны вообще очень любят воду: большую часть дня они купаются, и мы предлагаем гостям присоединиться к банным процедурам, потереть немного жесткие бока слона мочалкой. Вот это у него уже рабочий день: три-четыре часа контактировать с гостями, а потом погонщики снова ведут слона к водоему. После мы устраиваем слонам спа из черной глины, делаем массаж спины и боков. Ну и самое любимое — обед. Слон ест три-четыре часа, в это время погонщик тоже уходит к своей семье на ланч. Такой вот незамысловатый день.

Купание слона — обычное дело на тайской ферме

С самого детства погонщик ежедневно проводит время со своим подопечным. Кормит и чистит его, занимается воспитанием, поддерживает связь. У каждого слона ведь свой особенный характер, и к каждому человек подстраивается на всю жизнь. У погонщика и слона даже бывают свой язык и команды, известные лишь им двоим. Слонятам в первый год жизни мы не докучаем, они всё время с мамой. Потом у них, как и у детей, начинается «школа» — занятия в государственном учреждении в паре часов ходьбы отсюда, там о них заботятся, учат взаимодействовать с человеком. В отличие от диких слонов, которые подчиняются только зову природы, фермерские детеныши довольно послушные. Их воспитание — не сверхтрудный процесс.

Деревенские мальчишки
В питомнике, который мы посетили, работает около 400 человек, многие с самого детства и до глубокой старости, по собственному желанию. Подобные проекты — пример, как можно совершенствовать данность и сознательно подходить к традиционному бизнесу. Перед посещением слоновьей фермы изучите ее историю и принципы содержания животных, а также форматы активностей: слонов можно угостить, поучаствовать в уходе за ними и понаблюдать за животными со стороны, но не более.