Нить V
Смотреть фильм
На главную

От сувениров
к ценностям

Три экологичных производства с авторским стилем

Что привезти из путешествия? Можно ли найти предмет не просто на память, а такой, который станет настоящим символом — перемен, нового подхода к миру вещей и ценностей? Расскажем о визионерских брендах Таиланда, которые развиваются по экологичным принципам: будь то производство из переработанного на 100% пластика и биоразлагаемых материалов или создание смыслов и даже вкусов. Знакомьтесь — три бренда, которым не всё равно.

Предметы для дома и жизни Agora Design Mat

Меня зовут Нонтикарн Асарасакорн, я управляю производством уже в третьем поколении — это семейный бизнес моих бабушки и дедушки. Мы начинали с пластиковых ковриков, в Таиланде их используют повсеместно. Сейчас рынок меняется, продукцию делают из самых разных материалов и мы ищем новые возможности. Так начался бренд Agora Design.

В этом бизнесе очень высокая конкуренция, поэтому мы решили сделать акцент на переработанном пластике. Наши мастера производят три вида товаров. Первый — повседневные, например, сумки, корзины и коврики для пикника. Второй — товары для дома, украшения. А третий — это ритуальные товары. Они заменяют венки и гирлянды, которые обычно выбрасывают после церемоний похорон. Из переработанного пластика мы делаем венки, которые прослужат не одну церемонию и сократят количество мусора. Это важная и массовая сфера в Таиланде, мы хотим ее оптимизировать.

Об истории предприятия

О переработке думал еще мой дедушка. Мама рассказывала, как он ездил на машине по улицам Бангкока и видел много пластикового мусора. Он говорил: «Мы продаем пластик. Может быть, нам использовать весь этот мусор, чтобы он стал нашим новым материалом, нашим активом?» Но тогда в Таиланде не было законов о переработке, а для самостоятельного сбора пластиков у нас не хватало сотрудников.

Когда на рынке появились возможности для переработки, мы начали использовать эти технологии в производстве. Это было непросто: каждая партия переработанного пластика различалась в зависимости от собранных отходов. Это был вызов. Но компания продолжала адаптироваться, учиться — и продолжает сейчас.

Мы не только используем переработанный материал для 100% нашего производства, но и придерживаемся принципа нулевых отходов. Промышленные отходы стараемся использовать для полезных целей — например, передаем их другим проектам. А часть средств с продаж жертвуем фондам охраны окружающей среды.

Философия производства

Наше производство не такое большое — им управляем только мы с братом. Прибыль распределяем между всеми сотрудниками. Агрессивный маркетинг не для нас. Мы гордимся тем, что занимаемся прибыльным бизнесом, который приносит пользу обществу и окружающей среде. Этого нам достаточно.

Обувь Maddy Hopper

Maddy Hopper — тайский экологичный бренд, который выпускает кроссовки из переработанных материалов. Для производства обуви используют пластиковые бутылки и натуральный латекс, а для упаковки — водонепроницаемый пакет из крафт-бумаги, который можно использовать повторно. Забота о природе, функциональность и простой дизайн, подходящий к любому стилю, — главные ценности Maddy Hopper. Сооснователи Паркин и Чан рассказали, с чего всё начиналось и как развивается их бренд.

Chan Sittiyawanich

Как всё начиналось

Было много сложностей, и на каждом этапе разными. У нас не было никаких знаний и опыта в этой отрасли: мы финансисты, никто из нас не изучал дизайн и не работал в подобных компаниях. С трудом разбирались, как всё устроено и с чего начать. Но нас это не останавливало, главное — были идея, желание ее реализовать и смелость. Мы просто открывали «Гугл» и искали информацию, затем обращались к разным поставщикам и задавали им кучу вопросов.

Вторая проблема заключалась в том, что мы не знали, как сделать производство более экологичным — какие существуют материалы, где их взять. Долго пытались понять, где найти переработанный пластик.

Parkin Rojanawekin на переднем плане
Вопросы бережного отношения к ресурсам и осознанного потребления волновали меня давно. Часто попадались на глаза новости о проблемах экологии, плюс я занимаюсь дайвингом и своими глазами видел, какой ущерб наносят люди морской экосистеме. Поэтому мне хотелось создать бренд, который приносил бы пользу людям и не вредил природе.

Каждый бренд должен быть похож на человека, иметь свой характер и имя. Мы решили использовать слово mad, что по-английски значит «безумие». Оно окружает нас повсюду: это экологические, политические и экономические мировые проблемы. А hopper — «тот, кто прыгает». Наш персонаж дружелюбный и оптимистичный, он умеет превращать плохое в хорошее — например, перерабатывать отходы в полезные вещи. Мы начали с мысли, что «безумие» — это нечто плохое, но думая о решениях, что-то можно изменить к лучшему. Решая проблемы внутри себя, мы оказываем положительное влияние на всё общество. Прыгайте и совершайте безумные поступки — вот девиз Maddy Hopper.

Для изготовления пары кроссовок нужно около двух пластиковых бутылок объемом полтора литра. Мы продали уже более 2 000 пар обуви, и благодаря этому тонны пластика не оказались на свалке. Подошвы и стельки делаем из латексных отходов, оставшихся от производства матрасов, — они очень мягкие и гибкие. При этом все детали сшиваются вручную без использования клея. В качестве упаковки выбрали водонепроницаемые, моющиеся и биоразлагаемые пакеты из крафт-бумаги, а конверты для доставки делаем из кукурузы и маниоки — они разлагаются в течение 180 дней.

Изначально мы рассматривали Maddy Hoper именно как проект, а не бизнес. Мы экспериментировали: а что, если сделать обувь, которую нам самим хотелось бы носить? Будут ли кроссовки покупать люди? Станет ли бренд известным? Мы хотим продолжать изобретать новые вещи, чтобы получать ответы на все вопросы и быть частью той движущей силы, которая делает планету лучше. Надеемся, что когда Maddy Hoper вырастет и станет более популярным, люди начнут больше заботиться об окружающей среде.

Сыроварня Jartisann Cheeserie

Джаред — владелец и основатель производства, которое занимается изготовлением тайского ремесленного сыра. Он в сыроделии уже 17 лет. Вместе с командой Джаред придумал уже с десяток видов сыра. На сыроварне используют только молоко местных коров.

Как всё начиналось

Jartisann открыли в 2020 году как пекарню и ресторан, но всё это быстро закрылось из-за пандемии — не было постоянных клиентов. В то же время остался свободный холодильник. Я решил его модифицировать и вновь заняться сыроделием просто ради удовольствия. Однажды к нам в магазин зашел француз — главный шеф-повар Mandarin Oriental в Бангкоке, одного из самых престижных отелей в столице. У меня как раз было два или три куска сыра, сделанных во французском стиле. Шеф попробовал и сказал: «Это очень хорошо» — и предложил мне сосредоточиться на производстве этого сыра. Если получатся достаточные объемы, то его отель начнет закупать продукт. Он поверил в предприятие, попробовав всего один вид сыра! Такие вещи очень вдохновляют.

Если воспользоваться возможностями, может получиться что-то по-настоящему великое. В 2020 году мир встал на паузу. Но в любой критической ситуации стоит искать возможности. Так я и сделал.

Музыка и сыр

Придумывать сыр — всё равно что писать музыку. Раньше я был музыкантом, сочинял песни. Поэтому, если проводить параллели, я сказал: «Давайте напишем новую песню».

Мы использовали всё, что подвернется под руку. К примеру, китайские кастрюли для лапшичного супа, плетеные корзины из ротанга, пластиковые стаканчики. Главное — быть креативным. Много лет назад, когда я только начинал, хотел научить фермеров делать сыр. Нашел большой чан из нержавеющей стали, похожий на вок, купил еще один, соединил их и залил воду. Получилась большая двухслойная сковорода. Мы добавили к этому маленькую газовую плиту — обычную, на которой готовят еду, — и вуаля! Сделали сыр с голубой плесенью. Думаю, моя сильная сторона — это придумывать, как использовать в производстве то, что меня окружает. И, возможно, именно поэтому мы стали успешными.

Сыр и медитация

Когда вы пытаетесь найти способ сделать что-то правильно, требуется много энергии. Медитация помогает разуму достичь стадии, на которой процессы будут выполняться с легкостью. Нужно войти в состояние, в котором разум будет кристально чистым, и тогда вам будет легко увидеть правильный путь. Так поступают артисты: успокаивают разум, очищают эмоции, освобождаются от волнения и выходят на сцену, где выступают перед тысячами зрителей. То же делаю и я, когда придумываю новый рецепт. Случается волшебство, и я просто знаю, как сделать то, что задумал.

17 лет назад: задание от принца

Я научился делать сыр по указанию принца Пизы (Pisa). Он раньше возглавлял фонд «Королевский проект», который работал в том числе с сельским хозяйством, с горными племенами. На тот момент у них было 20-30 индийских буйволов, которых нашему королю на 60-летие подарило индийское правительство. Буйволиное молоко было, но хороший сыр из него делать не получалось.

Я в фонде сначала занимался другими делами — например, придумал, как организовать коптильню в стиле средневековой Европы. Долго экспериментировал, в итоге получилось удачно. И после этого принц сказал мне: «Может быть, ты попробуешь сделать моцареллу из буйволиного молока?» И я ответил: «Ваше Высочество, я попробую».

Сырно-жизненная философия

Тот, кто идет по жизни своим путем, часто ошибается. Но в итоге всегда знает больше, чем тот, кому всё показали и всему научили. Пока вы идете не туда, ваши знания становятся глубже, вы изучаете связи между температурой, временем, бактериальными культурами. И понимаете всё лучше, чем те, у кого сразу был готовый рецепт.